Как получилось, что самые дорогие билеты на четырехдневную программу с Тони в Нью-Йорке стоят три тысячи долларов, в разы дешевле, чем в аналогичные в Москве за один день? Самые дешевые билеты в Нью-Йорке можно купить за 800 (и еще можно попросить скидку), т.е. 200 в день, что в пересчете на день в два раза дешевле, чем в Москве. И очередь, как в первый Макдональдс в Москве. Это что вообще было?

В дискуссии о Тони переполненный Олимпийский и стоимость до 500 тысяч рублей проходят красной нитью. Факт того, что в Москве можно собрать стадион людей, готовых заплатить за один день своего развития от двух-трех средних российских пенсий до средней годовой российской зарплаты не может не впечатлять. Классовую ненависть испытали не только те, кто не смог себе позволить поход в Олимпийский, но и тысячи российских бизнес-тренеров, большинство из которых берут за свою работу в тысячу (!) раз меньше, чем Тони. Часть из них, впрочем, в Олимпийский сходили, так что новый опыт может помочь им повысить гонорары. Но сами по себе цифры значат не больше, чем сравнение стоимости Бентли в Москве и гречки в Урюпинске. Или сравнение доходов Лионеля Месси и регионального учителя физкультуры. И что, Тони Роббинс — это действительно Месси от коучинга?

Рейтинги гуру бизнеса и лидерства обычно основаны на опросах экспертов. И Тони Роббинс в результаты этих опросов часто входит, обычно где-то в третьем десятке – за заслуги в популяризации. Популярное редкое бывает сложным — отсюда рудиментарный контент его перформанса. А как может быть иначе? Мы же не сравниваем лозунги с политических митингов с теоретическими трудами, которые их обосновывают? Тони популярный, всемирно популярный, а не передовой или самый глубокий в том, что он делает. Единственное, в чем он по-настоящему эксперт, это как раз в популяризации. Ей он занимается всю жизнь, начав карьеру еще промоутером Джима Рона, другим учеником которого бы основатель Гербалайфа Марк Хьюз. Собственно, вовлеченности Рона часто подъем Гербалайфа и приписывают. Школа-то в общем узнаваема и действительно может приносить пользу – нести в массы проверенные открытия, как это и делает Тони. И именно это обеспечивает ему места в третьих десятках рейтингов интеллектуалов в сфере лидерства и бизнес-управления.

Критикующие Тони вполне понятны: «Примитивные методы НЛП», «никакого контента», «долгосрочно это не работает» и т.д. Это все правда, но вопрос, с чем сравнивать. Если с интеллектуальными лидерами, на которых ориентируются профессионалы индустрии, то да, не тот уровень. Но это как сравнивать бульварное чтиво с классикой – да, не тот уровень, и обсуждать тут нечего. Но другой рынок и другой формат. И совсем иной тираж в результате. Тех, кто с любопытством посмотрел, как Тони работает со стадионной аудиторией, и восхитился эффектом, я тоже прекрасно понимаю. Этому вряд ли можно научиться, один раз увидев, но впечатление все равно интересное. И отлично понимаю тех, кто получил восторженные ощущения. Да, долгосрочный эффект это не даст, но иногда достаточно и краткосрочного импульса. Кроме того, теперь они знают, что можно пойти и получить такой вот волшебный импульс в филейную часть, чтобы что-то менять. И смогут прийти еще.

Но есть серьёзная проблема – нам задали ложный стандарт. Сделал это даже не сам Тони. Он в конце концов один и тот же во всем мире, явление давно изучено и описано. Сделали это те, кто втридорога продал билеты на этот стадион и провозгласили Тони Роббинса «коучем №1 в мире» (это как Макдональдс — ресторан №1, видимо?). Вот это всё: «среди его учеников президенты и миллиардеры, входит в «200 лучших бизнес-гуру Harvard Business Press» (это вроде 2003 г., и следы уже не найти) говорит, нет, кричит, что мировой стандарт коуча и бизнес-гуру – это Тони Роббинс. Это, разумеется, не так. Настоящие бизнес-гуру преподают в ведущих бизнес-школах, пишут полноценные исследования и собирают учеников и сторонников, а не стадионы. Любой профессиональный бизнес-коуч скажет, что самый авторитетный коуч в сфере лидерства – это Маршал Голдсмит, и он, благодаря своим ученикам, не так редко бывает в России, но встречается с узкими группами СЕО и предпринимателей, с которыми можно интерактивно поговорить. Другие входящие в топ-10 Thinkers50 Клейтон Кристенсен и Рита МакГрат преподают полноценные программы на несколько дней в Гарвардской и Колумбийской бизнес-школах соответственно, где можно интерактивно взаимодействовать с великими, а не слушать их в наушниках и рассматривать в бинокль.

Вот как теперь объяснять десяткам тысяч участников действа в Олимпийском и миллионам, переживающим их впечатления, что «бизнес-тренинг здорового человека» выглядит не так? Что за эти 500 тысяч можно было пройти полноценный курс по лидерству в Беркли или берлинской бизнес-школе ESMT? Кому-то понравилось и помогло – им теперь будет казаться, что только так действительно и должно это выглядеть. Более того, сотни тысяч и миллионы недовольных или не видевших лишь отзывы в соцсетях думают, что все коучи и бизнес-гуры – это шоумены и шарлатаны, Гербалайф 2.0. И я не знаю, как их разубеждать.

И что в сухом остатке? В результате случившегося в Олимпийском Тони и организаторы, полагаю, неплохо заработали. Многие осознанные участники получили возможность составить собственное мнение о любопытном зарубежном явлении. Часть получили временный положительный эффект: либо мотивационный, либо профессиональный. Ну а все остальные получили документальное подтверждение, что россияне хотят развиваться, но в бизнес-образовании, лидерстве и саморазвитии не разбираются совершенно, а потому готовы переплачивать в несколько раз за VIP доступ в очередь за Гербалайфом. Когда ж мы уже научимся?