Миф №5 Правильное бизнес-образование – это МВА…

Да, во многих случаях. Например, Вам 25-28 лет, позади бакалавриат хорошего университета и несколько лет работы в международной консалтинговой компании, которая оплатит Ваше обучение и примет назад на работу с повышением после окончания программы. Или нужна виза, дающая право на работу для второго супруга, пока один учится. Или многомиллионное состояние Ваших близких позволяет Вам не задумываться о том, на что тратить время и деньги. Один из самых известных инвесторов Кремниевой Долины Джейсон Калаканис ровно так и говорит: «Когда моя дочь задумалась об МВА, я сказал ей, что мы богаты, а потому пусть делает все, что ей вздумается». Ну и, естественно, помимо перечисленного вы готовы потратить более чем солидное количество времени и энергии на подготовку к вступительным экзаменам. В остальных случаях стоит задуматься о своих целях и способах их достижения.

Аббревиатура МВА – это уже сам по себе бренд. В теории так должны называться похожие между собой программы, дающие довольно стандартный спектр знаний и навыков делового управления: стратегический менеджмент, финансы, маркетинг и т.д. На практике же школы вешают этот ярлык на практически любые программы, минимально соответствующие формальным критериям. Или даже просто на программы, которые хотя бы приблизительно напоминают по своей структуре полноценные программы МВА. Так их намного проще продавать. Примерно как с постсоветскими игристыми винами и бренди всех видов, которые мы по привычке называем шампанскими и коньяками, потому что так выгоднее их производителям.

МВА типа “советское шампанское” стоит существенно дешевле и обычно требует намного меньше времени и усердия. Результат, разумеется, соответствующий. Нет никакой возможности ставить знак равенства между двухлетней программой в Гарварде, Уортоне или Колумбийском университете, с одной стороны, и программой, позволяющей получить “МВА” в течение одного года, занимаясь только на уикендах, причем в школе, бренд которой и в родном городе-то не всем известен, не то что за рубежом.

Обиднее всего утешать себя иллюзией, что такая вот «почти МВА» программа кого-либо обманет. Нет, не обманет. Разницу всегда будут знать и те, кто учился на хороших программах, и те, кто учился на плохих программах, и рекрутеры, которые ни на каких программах не учились, но видели тысячи резюме и прекрасно умеют понимать, чем они различаются. Да, любые знания и любые программы – это лучше, чем полное их отсутствие, но качество образования и бренд школы важнее, чем название программы.

или Executive MBA

Executive MBA – это довольно распространенный тип программ для взрослых, который во многом повторяет обычные МВА программы, но при этом не требует отказа от полноценного трудоустройства. Занятия обычно проходят на выходных или во время недельных учебных модулей, например, раз в месяц. Это удобный маркетинговый инструмент, упрощающий для школ продажу, но далеко не всегда соответствующий интересам учащихся. Независимые исследования среди участников программ уровня Executive от Гарварда до региональных школ Восточной Азии показывают, что участники выделяют четыре основных результата таких программ для своего развития:

 

  • Знания и навыки

 

Самое очевидное и рациональное, но редко основное. В большинстве случаев знания можно получить и из книг или дешевых, а то и вовсе бесплатных, курсов.  

 

  • Полезные связи

 

Обменяться визитками или добавить контакт в социальной сети можно и на конференции, но крайне редко это дает тот же уровень доверия, как глубокий разбор бизнес-кейсов друг-друга в рамках образовательной программы.

 

  • Сертификация

 

Статус выпускника ведущего университета дает не только моральное удовлетворение, но и глобальную сеть контактов, а также мало с чем сравнимую ауру в глазах работодателей или потенциальных партнеров.

 

  • Трансформационный опыт

 

Возможность отвлечься от повседневных задач бизнеса, переосмыслить задачи профессионального и личного развития.

EMBA, безусловно, решает все эти задачи, но для каждой из них по отдельности, и даже для всех них в целом – это не самое эффективное (и радикально недешевое)  решение. Не случайно в Гарварде и Стэнфорде не существует программ Executive MBA – даже самые статусные школы сознательно отказываются от доходов в сотни миллионов долларов, чтобы создавать участникам наибольшую ценность.

Так что же может быть эффективнее EMBA? Вместо них (или после них) ведущие школы мира предлагают программы Advanced Management, которые позволяют за 4-7 недель получить необходимый состоявшимся руководителям уровень знаний по основным бизнес-навыкам, получить статус выпускника, установить новые связи своего или более высокого уровня и переосмыслить свои задачи развития и карьерные планы. По сравнению с EMBA, такие программы предпочтительны для большинства бизнес-лидеров, потому что уровень участников в них выше, а стоимость и продолжительность – ниже.

Ведущие школы бизнеса, права, госуправления, медицины, а также консалтинговые компании предлагают десятки тысяч более коротких программ уровня executive, каждая из которых может решать лишь часть задач. Финансы для нефинансовых топ-менеджеров продолжительностью от 4 до 6 дней, программы по развитию лидерских навыков или переговорам от 3 до 5 дней, программы для новых членов советов директоров или по управлению семейным бизнесом — тысячи и тысячи программ позволяют решить задачи развития результативнее, быстрее и дешевле, чем Executive MBA.

“Обучение бизнес-навыкам сродни обучению в начальной школе: один раз и на всю жизнь научат маркетингу, финансам и стратегическому управлению, как когда-то обучили чтению, письму и арифметике”. Так, наверное, рассуждали владельцы таксопарков до появления Uber. Да, базовые навыки действительно можно получить один раз, и к некоторым из них не нужно будет часто возвращаться. Но нет ни одной программы, которая бы научила «вообще всему необходимому» да еще и так, что это не нужно было бы развивать дальше. В современном мире постоянно меняются технологии, бизнес-модели и, как следствие, даже принципы взаимодействия людей. Миллениалы мотивируются не так, как люди старшего поколения, а цифровая трансформация дает принципиально новые условия и возможности для управления даже в традиционных отраслях. До половины того, что сегодня разбирается в ведущих мировых бизнес-школах на программах executive education, десять лет назад просто не существовало.