Миф №3. Учиться бизнесу надо обязательно в России / Зарубежные знания в России не работают

Россия действительно страна уникальная, страна-цивилизация, отличающаяся от большинства стран Запада по очень многим параметрам: язык и культура, особенности делового взаимодействия, политическая система и особенности государственного управления – всё это правда. Но правда и в том, что неуникальных стран в мире не существует. И в каждой стране найдется миллион аргументов объяснить, почему свое собственное исконное лучше внешнего наносного. Но даже если принять во внимание всю отечественную неповторимость, нужно понимать, что никакому сокровенному исконно российскому знанию в России не учат. Учась бизнесу в России, мы в действительности учимся вместе с россиянами у россиян на основе переведенных западных учебников и свидетельств российских практиков. Никакой альтернативной российской науки делового управления, основанной на систематизированном опыте тысяч российских компаний, просто не существует. Есть отдельные исследования отдельных живых и эффективно работающих исследовательских центров, а науки управления и учебников на ее основе, альтернативных западным и хоть как-то доказавшим свою конкурентоспособность, не существует.

Бизнес-кейсов*, написанных о российских компаниях, к сожалению, также практически не существует. Да, опыт практиков очень ценен, и хорошие российские бизнес-школы дают возможность увидеть и услышать (иногда даже прикоснуться) лидеров российского бизнеса. Но не надо путать свидетельства практиков с правильно написанным бизнес-кейсом, на основе которого вместе с хорошими преподавателем и другими участниками семинара можно действительно многому научиться.

Лучшие из российских бизнес-школ приглашают значительное количество зарубежных преподавателей, делают совместные программы с зарубежными партнерами, и это позволяет делать программы достойного уровня. Но подавляющее большинство школ и программ в России не такие. Наконец, можно просто посмотреть на любые международные рейтинги. Российских бизнес-школ в топ-50 мы не увидим. К счастью, динамика развития лучших из российских школ не оставляет сомнений, что это будет меняться

Помимо искренних заблуждений, за утверждениями о преимуществах современного российского образования нередко скрываются банальный недостаток знания английского языка, нежелание уезжать далеко от дома на учебу или превратные представления о структуре стоимости программ.

*Что такое бизнес-кейс

Кейс – предельно реалистичное очень емкое и при этом обычно краткое (от 5 до 30 страниц) повествование из жизни организации, которое позволяет читателю представить себя в ситуации главного героя, получить существенный объем информации, причем часть из нее сознательно лишней, и которое не позволяет получить правильных ответов. Мой любимый пример – это один из гарвардских кейсов о компании Apple, в котором рассказывается вся история от увольнения Стива Джобса до его возвращения, радикального переформатирования компании, сокращения линейки продуктов в десятки раз и триумфального выпуска iPod и iTunes. Много статистики, имен, трудных решений – к концу чтения начинаешь невольно чувствовать себя как минимум членом совета директоров этой компании, настолько ты погружен. И вот вопрос, о котором трудно, но полезно задуматься из 2018 года: зачем компания, вернувшаяся к успеху после десятилетий трудностей и нашедшая наконец свою нишу, выходит на рынок мобильных телефонов? На этом рынке сложное и везде разное регулирование, безумная конкуренция (Sony Erickson, Nokia, Siemens и многие другие технологические гиганты), а Apple еще и выпускает продукт, который фактически убивает свою собственную курицу iPod с ее золотыми яйцами. Ответить правильно можно только если внимательно прочитать каждую строчку, а потом пройти все обсуждение вместе с преподавателем в аудитории, да и то для этого нужен коллективный разум десятков других участников. Момент пронзительной ясности, когда такой ответ наконец приходит, в Гарварде называют “Ага-эффект”. Самый близкий литературный аналог – это легендарная архимедовская “Эврика!”. Полученное таким образом знание позволяет на основе кейса одной компании освоить какой-то универсальный аналитический или управленческий инструмент, который потом будет применим и для любой другой компании, в том числе своей собственной, а забыть его уже просто не получится.

Когда “Ага-эффект” случается, кажется, что это произошло легко и естественно. В действительности легкости здесь не больше, чем в движениях олимпийских чемпионов по фигурному катанию – за результатом скрываются тысячи часов работы. На написание по-настоящему успешного кейса даже у опытного профессора может уходить до полугода. А за каждым часом преподавания кейса кроется до восьми часов тщательного планирования, в которые входят продумывание драматургии, изучение обсуждаемой компании и всей отрасли, даже планирование того, что будет написано и нарисовано на многочисленных досках и флипчартах в аудитории в каждый момент времени.