Ксерокс, памперс, джип, джакузи — это не синонимы для копировальных машин, подгузников, автомобилей повышенной проходимости и ванн с гидромассажем, а названия вполне конкретных брендов (или даже корпораций), которые стали синонимичны изначальному продукту. Иногда это повод для гордости и удобство для владельцев бренда, а иногда и настоящая обуза, когда надо искать новые аргументы, чтобы объяснить, чем продукт Xerox отличается от такого же «ксерокса» другого производителя.

Программы МВА — это джип, ксерокс и памперс бизнес-образования в одном флаконе. Азы бизнес-стратегии, финансов, маркетинга, отраслевые знания, лидерство, переговоры — МВА стал общепринятым конструктором, на который завязаны ожидания работодателей, университетов и абитуриентов.

Иногда, впрочем, чрезмерно общепринятым конструктором. Появившийся в начале ХХ века формат оказался настолько удобным и популярным, что затмил собой вообще все другие форматы, как минимум в общественном сознании. Для остального мира этот процесс происходил относительно последовательно, а вот на постсоветское пространство информация о современном бизнес-образовании хлынула, как после прорыва плотины. Самый простой аналог — это газированный напиток «Кола»: вслед за Pepsi и Coca-Cola в 90-е на российском рынке рванули темного цвета газировки с сахаром всех мыслимых маркировок. С простым FMCG-продуктом рынок научился различать разницу очень быстро. Образование — это продукт с более длительным циклом потребления, поэтому МВА из региональной сельхозакадемии могут сохраняться на нем существенно дольше.

Отдельные российские университеты предлагают по два–три десятка разных МВА от разных факультетов, между которыми очень мало общего, но на каждом дипломе написано название одного и того же вуза. Иногда кажется, что нужно отдельное высшее образование, чтобы научиться в этом разбираться. Каждый второй–третий российский топ-менеджер или владелец бизнеса, который приходит в Coursalytics, начинает со слов: «Я думаю, где мне лучше получить МВА». Мой искренний, доброжелательный и основанный на анализе бесчисленного количества программ и клиентских историй ответ обычно можно суммировать очень коротко: «Вам — нигде». Причина такого ответа очень простая: всему свое время. Есть стадия «до», когда МВА получать еще объективно рано, и есть несколько стадий «после», когда делать это уже скорее поздно.

Разбираемся по пунктам. МВА — это лишь одна из возможных ступеней бизнес-образования, которая соответствует определенной стадии развития личности. Взрослые люди не проходят музыкальную школу и не получают юношеский спортивный разряд. Если соответствующие знания и навыки становятся им интересны и необходимы в какой-то момент, они не возвращаются в детство, а идут на тренинги для взрослых и/или занимаются индивидуально. МВА в этом контексте ничем не отличается: это удобный способ получения знаний и навыков в сфере делового управления на правильном этапе карьеры. В целом МВА — это всего лишь специализированная магистратура. Бывают магистратуры в сфере журналистики, международных отношений, других сферах, а МВА — это магистратура в сфере делового управления. Для поступления на магистратуру нужно первое высшее образование.

Есть ли бизнес-образование до уровня магистратуры? Классика — это бизнес-специализация на уровне колледжа, когда студенты выбирают из максимально широкого спектра дисциплин всех направлений, и для получения квалификации им нужно за несколько лет обучения пройти определенное количество курсов соответствующей тематики. Дополнение к ним может быть довольно разнообразным, от кинематографии и спорта до политологии и философии — зависит от выбора студента и вариантов предложения конкретного университета. Наиболее близкий аналог в России — это программы бакалавра или специалиста в сфере менеджмента. Дисциплины делового управления в них дополняются образовательными стандартами (физкультура, концепция современного естествознания) и фантазией образовательного учреждения.

Самое интересное начинается, впрочем, не до, а после МВА. Во-первых, есть Executive MBA. Это программы для людей старше стандартного возраста МВА (24–29) и не имеющих возможности на год–два оставить все другие дела ради учебы. Обычно это либо много коротких модулей на выходных, либо недельной продолжительности модули раз в месяц или два. Первый вариант обычно более локальный, рассчитан на живущих в относительной близости, второй — более интернациальный, позволяет учиться людям из отдаленных регионов. В реальности большинство российских МВА программ в мировой практике классифицировались бы скорее как Executive MBA. Структурно и тематически программы EMBA мало отличаются от типовых МВА, но объем аудиторного времени существенно меньше.

Но самое интересное начинается дальше. В дереве бизнес-образования бакалавриат — это малозаметные корни; МВА и ЕМВА — это высокий и заметный ствол, по толщине и длине которого легче всего оценивать масштаб явления, но широта спектра образовательных возможностей возникает уже позже. На сотни программ МВА приходятся многие тысячи коротких очных программ уровня Executive Education в ведущих школах по всему миру. С программами МВА и ЕМВА они соотносятся так же, как выбор по меню в хорошем ресторане можно сравнивать с бизнес-ланчем. Вместо стандартного набора бизнес-навыков в стандартной упаковке их можно выбирать по отдельности: трехдневный курс переговоров в Колумбийском университете, программа по цифровой трансформации в Беркли, курс по блокчейну в берлинской ESMT. Помимо гибкости с точки зрения графика, этот формат позволяет выбрать преподавателей с опытом и знаниями в релевантной для потенциальных участников сфере. А также есть программы в ведущих бизнес-школах мира, которые стоят в 2–4 раза меньше, чем МВА или ЕМВА, требуют от 3 до 7 недель аудиторного времени и при этом дают комплексный набор бизнес-знаний и статус выпускников.

Выбирать бизнес-образование трудно даже в тех случаях, когда есть возможность инвестировать в это любое количество времени. И еще труднее, когда этого времени нет. 90% взрослых людей, задающих вопрос о МВА или ЕМВА, на самом деле спрашивали о бизнес-образовании. Но не знали, что другие опции также существуют. В реальности они существуют почти всегда. И почти всегда есть эффективное решение за пределами выбора между джипом и ксероксом, но достигающее того же результата.

Оригинал: http://business-magazine.online/fn_27370.html